Глиссада или как посадить самолёт.

Сегодня узнал интересный термин – глиссада.

Глиссада это – прямолинейная траектория движения самолёта, планёра при заходе на посадку. Снижение по глиссаде под углом 0.0460.087 рад (2.645.0 град.) к горизонтальной плоскости обеспечивает самолёту плавное, скользящее приземление и существенно уменьшает динамическую нагрузку на шасси в момент касания взлётной полосы. Это особенно важно для больших пассажирских авиалайнеров и тяжёлых транспортных самолётов. На аэродромах глиссада задаётся при помощи двух радиомаяковглиссадного и курсового, которые посылают в направлении заходящего на посадку самолёта радиолучи, обозначающие границы глиссады в наклонногоризонтальной и вертикальной плоскостях. Самолёт начинает снижаться по глиссаде с высоты 200400 м, высота глиссады над торцом взлётнопосадочной полосы 15 м. При отклонении траектории снижения самолёта от глиссады больше допустимого пилот обязан прекратить снижение и набрать высоту для повторного захода на посадку.

И как-то незаметно меня заинтересовало как самостоятельно посадить современный самолет, о чем и расскажу далее.

Уберите мертвого пилота и садитесь в кресло.

Первое что необходимо сделать это выровнять самолет или убедиться что это и так сделано.

Выровняйте самолет. Если плоскость заметно повысилась или понизилась, нужно аккуратно выровнять линию горизонта с помощью внешнего руководства. Наконец – то все навыки, полученные от видеоигр могут пригодиться!Найдите авиагоризонт.

Иногда его еще называют искусственным горизонтом. Он состоит из миниатюрного набора «крыльев» и изображения горизонта. Верхняя часть синего цвета (небо), а нижняя – коричневого. На некоторых сложных самолетах индикатор отображается на дисплее перед пилотом. В старых самолетах он находится в центре верхнего ряда инструментов. На современных авиалайнерах основной индикатор полетных данных (PFD) будет прямо перед вами. Здесь отображается важная информация, такая как приборная скорость полета (IAS) в узлах, скорость относительно земли (GS) в узлах, высота в футах и названия. Также здесь отображается информация, включен ли автопилот. Обычно это обозначается как АР или CMD.

Скорректируйте движение самолета – высоту и крен, если необходимо. Миниатюрные крылья должны находиться на одном уровне с искусственным горизонтом. Если они уже установлены в этой позиции, не трогайте элементы управления, переходите к следующему шагу.
Управление такое же, как на симуляторах в приставочных играх – штурвал от себя, чтобы самолет опускался вниз, штурвал на себя, чтобы самолет набрал высоту, и лево/право, соответственно для поворота левее или правее.
Если вам нужно выровнять самолет, потяните за руль на себя, чтобы приподнять нос самолета или толкните вперед, чтобы опустить нос. Вы можете изменить крен (поворот), вращая руль влево или вправо, чтобы включить нужное направление. Одновременно, необходимо применить обратное давление на руль, чтобы уберечь самолет от потери высоты.
Включите автопилот.
Если вы пытались исправить траекторию полета, автопилот, вероятно, был отключен. Включите его нажав кнопку “Автопилот” или “АВТО ПОЛЕТ”, “АФН” или “AP” или что-то в этом роде. На пассажирских самолетах кнопка автопилота расположена в центре дисплея, так, чтобы оба пилота могли легко до нее дотянуться.
Обратитесь за помощью по радио.

Ищите ручной микрофон, который обычно находится слева от кресла пилота чуть ниже бокового окна, и используйте его как CB радио. Найдите микрофон или возьмите гарнитуру пилота, нажмите и удерживайте кнопку, и повторяйте “Mayday”  или “SOS” три раза с последующим кратким описанием вашей чрезвычайной ситуации. Не забудьте отпустить кнопку, чтобы услышать ответ. Авиадиспетчер аэропорта поможет вам управлять самолетом и безопасно его посадить. Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы диспетчеров в меру своих способностей, чтобы они могли помочь вам по максимуму.

  • Кроме того, вы можете взять гарнитуру пилота и нажать кнопку нажать для разговора (РТТ), которая находится на штурвале. Там же находится кнопка автопилота, поэтому не нажмите ее случайно, иначе испортите систему автопилота. Пользуйтесь ручным радио.
  • Попытайтесь обратиться за помощью на частоте, на которой вы в настоящее время находитесь, но связь иногда может прерываться. Используйте позывной “Mayday” или “Первомай“, в начале каждого вашего сеанса. Если связаться с диспетчером не удается и вы не знаете, как изменить радиочастоту, вы можете обратиться за помощью на частоте 121,50 МГц.
  • Если вы видите, что на панели управления зажегся красный свет, скажите об этом диспетчеру. Ниже, под красной лампочкой, будет описание значения света, т. е. генератор или низкое напряжение. Очевидно, что это требует оперативного вмешательства.
  • Если вы можете найти транспондер (он имеет четыре окна для 4 цифр от 0-7, как правило, расположенные в нижней части стека), установите его на 7700. Это код чрезвычайной ситуации, по которому авиадиспетчеры быстро поймут, что у вас случилось.

Используйте позывной самолета, когда вы говорите с диспетчером. Позывной самолета находится на панели (к сожалению, у него нет стандартного положения, но позывной должен быть где-то на панели). Позывные для самолетов, зарегистрированных в США начинаются с буквы “N” (например, N12345). По радио буква “N” может быть перепутана с другими буквами, поэтому нужно сказать например, “Ноябрь”. С помощью вызова можно будет четко определить местонахождение самолета, а также дать диспетчерам важную информацию о самолете, чтобы они могли вам помочь его посадить.

  • Если вы находитесь на коммерческом самолете (воздушные суда таких авиакомпанией, как United, American, USA Airways и т.д.), воздушное судно не нужно называть по его букве “N”. Наоборот, нужно назвать его позывной или номер рейса. Иногда пилоты могут положить записку на панель управления, чтобы помнить эту информацию. Можно спросить стюардессу, какой номер рейса у этого самолета. При вызове по радио говорите имя авиакомпании, а затем номер рейса. Если номер рейса 123 и вы летите компанией United, ваш позывной будет “United 1-2-3”. Не читайте цифры, как обычное число, а говорите “United сто двадцать три”.

Посадка
Действительность состоит в том, что многие (большинство) из сегодняшних самолетов полностью автоматизированы и могут совершить посадку сами или, по крайней мере, правильно выстроить самолет относительно линии центра взлетно-посадочной полосы. Все, что вам останется сделать – это приземлить самолет примерно с 30-метровой высоты. В таком случае все, что вам нужно будет сделать вручную, это Выравнивание. Потяните штурвал на себя, чтобы основные стойки шасси первыми коснулись земли. Это – автоматическая курсо-глиссадная система, она выводит самолет точно на осевую линию полосы

Чтобы замедлить самолет в воздухе, необходимо использовать несколько переключателей, чтобы задействовать, например, предкрылки (в основном на больших самолетах) или закрылки. Они позволяют самолету поддерживать горизонтальное положение на малых скоростях во время посадки. Они обычно находятся рядом с рычагами управления тягой.

  • Что надо помнить, выпуская предкрылки, закрылки и шасси – есть максимально допустимая скорость, при которой они могут быть активированы. Не будет концом света, если вы их активируете раньше положенного, но лучше этого избежать. Если нет связи с тем, кто может помочь ответить на вопрос «когда», подсмотреть эти данные можно на специальной табличке – взлетно-посадочные данные (TOLD – take off and landing data).
  • Если сможете найти указатель скорости (в авиации не используется определение скорости относительно земли, скорость определяют относительно набегающего воздушного потока – это так называемая airspeed), удостоверьтесь, что скорость находится в пределах зеленой зоны. Как и все в нашей жизни, зеленое – это хорошо! Если стрелка в желтом секторе, то все еще поправимо. А вот если в красном – скоро вы умрете. Если самолет будет лететь слишком медленно, самолет свалится в пикирование. Говорят, что непрофессиональному пилоту, не обученному поведению в экстремальных ситуациях, с этим не справиться, но я при случае бы попытался.
  • Если вы летите на гражданском самолете, например «Боинг-737», придерживайтесь скорости в 200 узлов (370 км/ч). Приступая к посадке, снизьте скорость до 130 узлов (240 км/ч). На этой скорости уже можно открывать закрылки, предкрылки и выпускать шасси. Самолет меньшего класса, такой, как Cessna, нужно держать на скорости в 70 узлов (130 км/ч). В любом случае, лучше узнать у диспетчера, на какой скорости нужно заходить на посадку.Опустите шасси, прежде чем приступить непосредственно к приземлению – это ключевое действие для успешной посадки. В запарке вам могут и забыть об этом сказать, так как для них это действие является само собой разумеющимся. Ручка механизма шасси почти всегда располагается только справа от центрального пульта на передней приборной панели, как правило, выше левого колена второго пилота.Приземление.
    Затем отдайте штурвал от себя, чтобы передняя стойка шасси коснулась земли.
    Убрать тягу. Для этого надо перевести рычаги управления тягой в заднее положение.
    Нажмите на тормоза, которые расположены в верхней части рулевых педалей, находящихся прямо под ногами.
    Если вы съезжаете с взлетно-посадочной полосы, тогда слегка подруливайте рулевыми педалями, чтобы отрегулировать положение самолета относительно осевой линии полосы.
    Вы приземлились! Поздравляю!

P.S.

«May day» дословно переводится с английского как «Майский день». Фраза представляет собой приблизительную английскую транскрипцию французского m’aidez — сокращённый вариант фразы venez m’aider («придите мне на помощь», «помогите мне»). В стандартном французском ни m’aidez, ни m’aider не используются как призыв о помощи.

“Mayday” был придуман в 1923 году Фредериком Стэнли Мокфордом, старшим радистом аэропорта Кройдон в Лондоне. Его попросили предложить сигнал, который было бы трудно перепутать с обычными радиосообщениями и который мог бы быть легко понятен в условиях плохой радиосвязи. Выбор Мокфорда объясняется тем, что большинство полётов из Кройдона в то время осуществлялось в аэропорт Ле Бурже в Париже.

 

 

Странно, но факт – этот пост прочитали (83) раз!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *